28 января 2021 года вступил в силу закон об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) в сфере цифровых инноваций (№ 258-ФЗ от 31 июля 2020 г.). Благодаря этой инициативе у государства и бизнеса появилась возможность тестировать потенциально прибыльные технологии и решения, которые на текущий момент не могут быть интегрированы из-за законодательных ограничений. При этом параллельно в России развивается запущенный в 2018 году Банком России и функционирующий на основе внутренних документов регулятора проект регулятивной песочницы – специального правового режима для тестирования финансовых технологий и сервисов, требующих изменения закона. В этой заметке постараемся рассмотреть основные различия двух инициатив для подающих заявку компаний финансового сектора.
В целом заявка от подачи до начала эксперимента в обеих инициативах проходит схожие этапы: подача заявки, ее рассмотрение, этап пилотирования, определение целесообразности внедрения проекта. Рассмотрим различия на этих этапах.
Типы проектов
На текущий момент не для каждой инициативы может быть установлен ЭПР. Согласно подзаконным актам, перечень решений, способных претендовать на присвоение ЭПР на финансовом рынке, ограничивается 13 пунктами[1].
В отличие от ЭПР, регулятивная песочница Банка России рекомендует к рассмотрению спектр направлений пилотирования из 6 позиций. Данный перечень более узкий, однако, в отличие от ЭПР, он не является исчерпывающим и в случае наличия перспективной инициативы может быть расширен. Фактически можно говорить о принятии в регулятивную песочницу любых проектов.
Подача заявки
Если инициатива попадает в одну из описанных выше групп, для инициализации процесса достаточно подать заявку в оговоренной форме. Для установления ЭПР документы должны быть подготовлены в соответствии с Федеральным законом и подзаконными актами и включать в себя сведения об инициаторе; подтверждение соответствия условиям установления ЭПР (резидентство, отсутствие налоговых задолженностей, судимости и т.д.)[2]; описание проекта, сроки его реализации, перечень необходимых законодательных послаблений и т.д. Сформированный пакет должен пройти три фильтра проверки достоверности информации и соответствия инициативы требованиям Закона: проверку Минэкономразвития, отраслевого министерства (в случае с инициативами финансового рынка – Банка России), а также организации предпринимательского сообщества (АНО «Цифровая экономика»). В случае получения от них положительного решения, инициатива получает зеленый свет. Весь процесс согласования во всех органах власти должен занимать не более 85 дней.
С другой стороны, согласно статье 11 Закона, инициатива может быть присоединена к существующему ЭПР в случае подачи заявки описанной выше формы в регулирующий орган (Банк России). В таком случае законом установлен срок рассмотрения заявки и формирования решения о присоединении в 30 дней.
Процедура подачи заявления в регулятивную песочницу Банка России проще. Заявку на участие можно подать через форму на сайте регулятора, указав при этом краткую информацию о проекте, его цели и задачи. Заявка проверяется специально созданным Экспертным советом участников финансового рынка. В состав совета входят представители ассоциаций и союзов финансового и технологического рынка (участники Ассоциации рынка электронных денег и денежных переводов являются его постоянными членами). Кроме того, заявку на пилотирование оценивают эксперты профильных подразделений Банка России. Срок проверки в среднем составляет не более 22 дней. Возможность присоединения к уже функционирующему проекту регулятивная песочница не предоставляет.
Правовые послабления
Важным отличием, которое дает инициативам с ЭПР огромные преимущества в сравнении с проектами в рамках регулятивной песочницы Банка России – реальный правовой статус и законодательные послабления. Тем не менее, 258-ФЗ устанавливает ограничение на спектр прочих Федеральных законов или подзаконных актов, от требований которых в рамках ЭПР компания может быть освобождена. Пункт 3 статьи 5 информирует о том, что «положения программы экспериментального правового режима, устанавливающие условия экспериментального правового режима, могут исключать или изменять действие положений федерального закона в случае, если это прямо предусмотрено соответствующим федеральным законом»[3]. Таким образом при подаче заявки компания-инициатор должна дополнительно удостовериться в наличии подобной ремарки в том наборе Федеральных законов, от норм которых в рамках ЭПР инициатор ожидает освобождения. Можно сказать, что в этом ключе набор правовых ограничений однозначно не закреплен и индивидуален для каждого конкретного проекта.
Регулятивная песочница Банка России предполагает тестирование только прототипов сервисов: без реальных клиентов и проведения реальных операций. ЭПР же позволяет провести полноценный длительный эксперимент, официально, на основе своего статуса, игнорируя некоторые нормы закона. Этот аспект позволяет собрать реальную статистику и получить более объективные обоснования для трансформации действующего законодательства.
Срок осуществления эксперимента
Наконец, срок действия эксперимента. Для ЭПР Закон не устанавливает однозначные максимальные сроки применения подобных правовых режимов. Каждому проекту срок действия специального режима устанавливается индивидуально, причем сохраняется возможность продления или, в особых случаях, преждевременной отмены статуса. Тем не менее в рекомендациях Минэкономразвития предельный срок применения ЭПР составляет 3 года.
В случае с регулятивной песочницей Банка России ввиду невозможности проведения реального практического эксперимента, фаза активного пилотирования в среднем ограничивается 14 днями, а процесс анализа полученных данных и формирование заключения для «дорожной» карты проекта в случае успешного пилотирования – 16 дней.
Таким образом, можно сказать, что каждый режим имеет свои преимущества и недостатки. Статус экспериментального правового режима открывает перед проектом перспективы крупного тестирования в реальной ситуации – при этом административный режим представляется достаточно тяжелым. С другой стороны, регулятивная песочница Банка России с точки зрения эксперимента менее функциональна, однако и барьеры для участия в инициативе менее значительны. В этой связи, делающей выбор между ЭПР и регулятивной песочницей Банка России компании нужно понимать, в какой степени ее инициатива зависит от текущих правовых норм. Если закон в целом не препятствует реализации проекта, а «полевое» испытание менее принципиально – компании стоит рассмотреть предложение Центрального банка. В случае же высокой революционности проекта и наличия серьезных барьеров для его применения с точки зрения текущего правового регламента – стоит сделать акцент на действия по присвоению ЭПР, не забывая при этом, что последний потребует значительных временных и финансовых ресурсов.
Представители Ассоциации рынка электронных денег и денежных переводов являются постоянными членами Экспертного совета регулятивной песочницы Банка России.
Ранее Ассоциация опубликовала отчет о мировом опыте использования регулятивных песочниц, с которым возможно ознакомиться на нашем сайте.
-------- [1] Указание Банка России № 5634-У «О перечне технологий, с применением которых вводятся в употребление, создаются или используются цифровые инновации на финансовом рынке в рамках экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций»
[2] Проект Указания Банка России “О форме заявки о присоединении к экспериментальному правовому режиму в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке, перечне прилагаемых к ней документов и требованиям к ним, порядке ее направления, порядке и сроках ее рассмотрения Банком России, о порядке принятия Банком России решения о приостановлении или прекращении статуса субъекта экспериментального правового режима, а также о порядке доведения Банком России до сведения лица решения о присоединении его к экспериментальному правовому режиму в качестве субъекта экспериментального правового режима, приостановлении или прекращении статуса субъекта экспериментального правового режима” (по состоянию на 20.10.2020)
[3] Статья 5. Правовое регулирование отношений, связанных с установлением и реализацией экспериментального правового режима Федерального закона N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"
Comments