Main menu

Ассоциация участников рынка электронных денег и денежных переводов подготовила аналитический отчет «Регулятивные песочницы. Регулирование как сервис»



Аналитический отчет «Регулятивные песочницы. Регулирование как сервис»

Рынок финансовых услуг стремительно меняется: появляются новые игроки, разрабатываются совершенно новые продукты, услуги и бизнес-модели. Инновации появляются и уходят с рынка так быстро, что регулятор не всегда понимает, какие из них заслуживают более пристального внимания, какие повлекут за собой изменения в существующем законодательстве. Поэтому сегодня как никогда актуален вопрос: как обеспечить внедрение инноваций, сохраняя финансовую стабильность и защищенность потребителей?

В докладе проанализировано одно из самых новых и перспективных решений этой проблемы – регулятивные песочницы (‘regulatory sandboxes’). Регулятивные песочницы представляют собой особый набор правил, который позволяет инновационным компаниям протестировать свои продукты и услуги в ограниченной среде, без риска нарушить финансовое законодательство.

В документе рассмотрены действующие или еще обсуждаемые проекты регулятивных песочниц в Великобритании, Сингапуре, Австралии и Объединенный Арабских Эмиратах (международный финансовый центр Абу-Даби). Пока это единственные страны, где данные проекты находятся на заключительных этапах реализации.

Основные выводы аналитического отчета:

1. Инициатором создания регулятивных песочниц всегда выступает регулятор, поэтому вовлечение частного сектора в администрирование этих проектов ограничено. В Великобритании участникам рынка предложено создавать свои «песочницы» в дополнение к государственной. А в Австралии профессиональные объединения рынка наделены правом допуска компаний к процедуре тестирования.

2. Регулятивные песочницы, как правило, открыты как для стартапов, или нелицензированных компаний, так и для уже действующих участников рынка. Тестирование продуктов и сервисов в изолированной среде доступно и тем, и другим.

3. В большинстве случаев более корректно говорить о том, что в стране создается не одна, а множество регулятивных песочниц, под каждый конкретный проект. Как правило, регулятор оговаривает условия тестирования с компаниями на индивидуальной основе.

4. Регулятор вынужден тщательно отбирать проекты, которые получают доступ к «песочнице», поскольку отдельные компании могут злоупотреблять предоставленными возможностями: вместо борьбы с юридической неопределенностью, проводить коммерческую оценку продукта. Поэтому заявитель должен доказать необходимость тестирования своего продукта или сервиса в «песочнице», а также обосновать инновационный характер своего решения.

5. В мире пока не сложилось единого подхода к ограничениям, которые действуют в регулятивной песочнице. Вероятно, в силу индивидуального подхода, о каких-то единых подходах некорректно говорить в принципе. Такие ограничения могут включать: лимит на число обслуживаемых клиентов, введение максимального объема обязательств перед клиентами, специальное раскрытие информации и иные.

6. Преимущества регулятивных песочниц также довольно вариативны. В некоторых случаях участники тестирования освобождаются от всех нормативных требований. Однако более распространены частичные освобождения: когда регулятор разрешает отступать от неактуальных или очевидно избыточных правил. В ряде случаев речь может идти о модификации существующих норм.

7. В среднем, проектами регулятивных песочниц предусмотрены сроки тестирования около 6-12 месяцев. В некоторых случаях (в ОАЭ) – до двух лет. После завершения эксперимента компания либо выводит продукт на рынок (с получением всех необходимых разрешений или лицензий), либо завершает тестирование. На протяжении эксперимента участники информируют регулятора о своём прогрессе.

8. Особенности регулятивных песочниц позволяют говорить о них в более широком смысле: как о регулятивном сервисе. Их функционал выходит за пределы точечных послаблений и включает в себя консультирование, оказание информационной поддержки и обучение новых участников рынка. Регуляторы фактически становятся консультантами для инновационных компаний и в процессе начинают сами лучше понимать тенденции на рынке для дальнейшей оптимизации законодательства.

В первой части доклада освещены базовые вопросы: понятие финтеха и его ценность. Во второй части – рассмотрена суть феномена регулятивных песочниц, а также описаны региональные примеры их реализации. В Приложениях приведена агрегированная информация о параметрах проектов регулятивных песочниц, а также перевод некоторых профильных документов.

Информация, приведенная в отчете, актуальна на 1 августа 2016 года.

Ознакомиться с текстом аналитического отчета: Аналитический отчет «Регулятивные песочницы. Регулирование как сервис».