Main menu

Российские электронные деньги: 10 лет в песочнице. Часть 2. Выученные уроки-колонка Виктора Достова и Павла Шуста для сайта Bankir.ru



В первой части колонки мы рассмотрели методы «мягкого» регулирования на примере десятилетней истории электронных денег — от работы в рамках самых общих положений Гражданского кодекса до специализированного закона.

Этот опыт очень полезен на современном этапе повышенного интереса к регуляторным песочницам — попытка построить их с нуля методом проб и ошибок не является эффективным инструментом. Анализ первых попыток регуляторов в Великобритании и Сингапуре показывает, что набор проблем, с которым они сталкиваются, может быть мало предсказуем.

Российские электронные деньги: 10 лет в песочнице
Регуляторные песочницы — один из новых и важнейших терминов современного финансового мира. Попытки регуляторов в Сингапуре, Великобритании и России достойно ответить на вызовы быстро меняющихся технологий могут стать факторами, способствующими прорывному развитию финансовых технологий и бизнес-моделей.

На наш взгляд, из исторического опыта следуют такие полезные уроки:

  • Как это ни тривиально звучит, очень важен механизм прямого общения с сотрудниками регулятора. Должно быть формальное или неформальное понимание, к кому и в какой форме финтехстартапы на ранней стадии, с неотлаженными механизмами взаимодействия с госорганами, могут обратиться в Центральном банке. Не менее важны разумные ограничения для этой процедуры, исключающие пустую трату времени сотрудников ЦБ. Такой механизм создан британским регулятором в рамках проекта.
    Innovate — компании могут обратиться в FCA за консультацией по тому или иному юридическому вопросу. Если говорить более широко, то регулятор постепенно осваивает консультативные функции, не ограничиваясь надзорным функционалом.

  • Необходимы понятные рамочные конструкции, в рамках которых ясно указано что делать можно, что нельзя. Ограничения разумно устанавливать не по институциональному, а по функциональному принципу. То есть важен не столько статус организации, сколько то, что она делает. Например, разумно считать, что для платежного стартапа можно ограничить функционал платежами до 15 тысяч рублей в адрес юридических лиц, не требуя сложных процедур идентификации. Или, на более поздней стадии, разрешить условную идентификацию с требованием сбора данных паспорта и номера сотового телефона по аналогии с упрощенной идентификацией в законодательстве по борьбе с отмыванием денег , с похожим функционалом.

Читайте продолжение здесь