Main menu

Нужен ли нам новый идентификатор клиента?-колонка Виктора Достова и Павла Шуста для сайта Bankir.ru



Примерно пять лет назад в России начали обсуждать внедрение упрощенной идентификации. В процессе, к всеобщему изумлению, выяснилось, что в стране не существует универсального достоверного и массового идентификатора гражданина.

Привычный нам номер паспорта — это только номер бланка, новый при каждой смене документа. К тому же оказалось, что качество базы данных номеров далеко от совершенства — в ней много дубликатов и просто ошибочных записей. Качество других идентификаторов было несколько лучше, но применялись они ограниченно. ИНН использовался только при взаимодействии с налоговыми органами, СНИЛС — с Пенсионным фондом. За прошедшее время мало что изменилось. Если мы посмотрим на процедуры упрощенной идентификации, то увидим, что ИНН, СНИЛС и номер полиса страхования перечисляются в законе через запятую как дополнительные идентификаторы. Ни один из них основным так и не стал. Проект УЭК, на который справедливо возлагали большие надежды, закончился, по существу, так и не начавшись. Одним словом, идентификаторов у граждан много. Но нет такого идентификатора, который был бы качественно присвоен каждому дееспособному гражданину и который можно было бы быстро удаленно проверить по качественной базе данных.

Банк России недавно анонсировал создание единой платформы для р2р-платежей и вновь запустил дискуссию об универсальном идентификаторе. Логика понятна: перевод между физическими лицами должен быть:

а) быстрым (предпочтительно, через систему быстрых платежей) и б) удобным (то есть отправителю должно быть достаточно указать простой идентификатор получателя).

В общем-то, нам сейчас никто не мешает отправлять платежи через БЭСП, но вряд ли найдется желающий заполнять платежное поручение — сейчас это антоним клиентоориентированности.

Читайте продолжение здесь