Main menu

Виктор Достов: "На наш взгляд, предлагаемые изменения в ФЗ «О национальной платежной системе» и в «антиотмывочный» закон никак не повлияют на безопасность общества и даже негативно скажутся на прозрачности расчетов".

Госдума хочет ограничить анонимные интернет-платежи.


Банкир.Ру

Комментирует Виктор Достов, председатель совета Ассоциации "Электронные деньги":

- Мы исходим из того, что решения, которые разрабатываются для конкретной проблемы, должны быть сбалансированы и эффективны. На наш взгляд, предлагаемые изменения в ФЗ «О национальной платежной системе» и в «антиотмывочный» закон никак не повлияют на безопасность общества и даже негативно скажутся на прозрачности расчетов. Во-первых, российские лимиты на использование неперсонифицированных ЭСП отнюдь не самые высокие. Например, в Беларуси, члене Таможенного Союза, размер максимального остатка на таком средстве платежа может достигать 451 000 российских рублей, а ежедневный лимит переводов установлен на уровне 40 600 российских рублей (больше месячного лимита, установленного сейчас в России).

Во-вторых, авторы инициативы, на мой взгляд, необоснованно путают неперсонифицированные инструменты и анонимные. Во многих европейских странах наши электронные кошельки были бы признаны идентифицированными, так как российские операторы хранят информацию о привязанных номерах мобильных телефона, банковских картах клиентов. То, что в нашем законодательстве такие удаленные процедуры упрощенной идентификации не признаны, является его упущением, а не преимуществом. Эффективности правоохранительной работы препятствуют негибкие и крайне консервативные процедуры установления личности и сосредоточить работу следовало бы именно в этом направлении.

Наконец, совершенно неприемлемо приравнивать всех пользователей неперсонифицированных инструментов к мошенникам и преступникам, которым есть что скрывать. Ведь речь идет как минимум о 30 миллионах наших граждан: почти все они будут вытолкнуты в сектор наличных. Заблуждение думать, что клиенты пойдут в банк с паспортом. В России выпущено более 210 миллионов банковских карт; в объемном отношении 80% операций по ним все равно составляет получение наличных. Мы убеждены, что предлагаемые меры просто увеличат объемы наличных платежей, что в итоге сделает транзакции неотслеживаемыми и непрозрачными. Часть потребителей и вовсе перейдет к децентрализованным криптовалютам (биткоинам и их аналогам), которые полностью находятся вне государственного контроля. Если сейчас операторы электронных денег активно взаимодействуют с правоохранительными органами, то с принятием поправок обратиться за содействием будет просто не к кому.

Без внимания оставлен и тот факт, что поправками будет нанесен серьезный удар по отраслям, тесно связанным с удаленными платежами: интернет-торговле, IT-рынку. Законодательные ограничения на электронные платежи приведут к резкому уменьшению этого бизнеса, а значит и потере доходов бюджета. Мы уверены, что это не входило в планы законодателей.

"Большое количество простых, социально востребованных платежей делается на сумму больше тысячи рублей. Все они могут перейти в наличную форму или сильно осложниться"

"Нужна явка, нужен паспорт..."


Би-би-си

О том, какое влияние могут оказать эти нововведения на систему интернет-платежей в интервью Би-би-си рассказал председатель совета Ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов.

Подробнее: "Большое количество простых, социально востребованных платежей делается на сумму больше тысячи...

Прогноз от АЭД на 2014 года для ИА Банкир.ру

Прогноз погоды в банке-2014: ясно


Инна Рукосуева, Аналитический банковский журнал №10 (212)

Комментарии Председателя Совета Ассоциации "Электронные деньги" Виктора Достова о наиболее актуальных задачах на 2014 год для информационного агентства "Банкир.ру"


В 2014 году рынок электронных платежей продолжит стремительное развитие. Сейчас рост в основном генерируется «старыми новыми» игроками – операторами электронных денег, но мы видим рост интереса к розничным платежам со стороны «новых старых» игроков – большие банки все плотнее начинают интересоваться этим рынком. Для них это отличная возможность расширить свою аудиторию за счет активных, заинтересованных клиентов в противовес преимущественно пассивным держателям пластиковых карт. В отличие от потребительского кредитования, этот рынок пока еще далек от насыщения и дает реальную возможность для роста, причем без существенного повышения пруденциального риска. Поэтому актуальными для компаний становятся сугубо практические проблемы, связанные с регулированием и надзором. Это способствует консолидации рынка – в 2013 году к Ассоциации «Электронные деньги» присоединились четыре новых участника, и в следующем году процесс расширения ассоциации продолжится. Этот процесс приветствуется регуляторами, и, надеюсь, положительно скажется на нашем диалоге.

К сожалению, те цели по модернизации законодательства, которые были поставлены в начале 2013 года, по тем или причинам оказались не достигнуты. Это относится почти ко всем законопроектам, напрямую относящимся к практике электронных платежей. Мы надеемся, что в 2014 году, наконец, вступят в силу поправки в 7 и 10 статьи Федерального закона «О национальной платежной системе», которые расширят функциональность электронных платежных инструментов. Нет сомнений, что начнет применяться 9 статья – даже в скорректированной редакции ее концепция, по существу, останется неизменной с 2011 года. В то же время, не думаю, что инициативы по ограничению наличных расчетов, даже если они будут приняты, окажут существенное влияние на повседневную розницу: пока речь идет лишь об очень больших суммах, не актуальных для электронных платежей.

Актуальной на 2014 год остается модернизация процедур идентификации клиентов в целях ПОД/ФТ. Наше антиотмывочное законодательство в этом вопросе существенно отстает от развития технологий и со временем станет существенным сдерживающим фактором для отрасли. Этот вопрос также важен в свете развития ЕСИА, ГИС ГМП, портала госуслуг и иных проектов государственного масштаба, поэтому мы надеемся на то, что активный интерес к модернизации профильного законодательства проявят и госорганы. Конкретные предложения уже подготовлены, в 2014 году необходимо переходить к их детальному широкому обсуждению в форме законопроекта. Россия отлично отчиталась перед ФАТФ в 2013 году, однако тактически мы сильно отстаем от зарубежных коллег по широте спектра методов идентификации, и это отставание необходимо устранять.

Нас, безусловно, тревожит декабрьский прецедент, когда из-за лишения лицензии крупного розничного банка был остановлен процессинг операций клиентов других кредитных организаций. По всей видимости, лицензии у недобросовестных банков будут отзываться и в 2014 году, и мы надеемся, что Банк России сможет найти какое-то адекватное решение, чтобы при этом не страдали электронные расчеты населения – это подрывает доверие ко всей системе безналичных платежей; говорить о снижении доли наличных в этой ситуации бессмысленно.

На мой взгляд, у нас есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом, хотя это не повод останавливать работу над решением текущих задач.