Main menu

Оставлять ФЗ "О национальной платежной системе" неизменным, несмотря на наличие явных недостатков, вероятно, не совсем разумно

Александра Романычева, Mnenia.ru

 

Банк России усложняет интернет-торговлю

В новой редакции положения Банка России «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (266-П) теперь содержатся поправки, ухудшающие положение владельцев так называемых предоплаченных карт, пишет «Коммерсантъ». Они вступают в силу с 1 июля этого года. С этого момента владельцы предоплаченных карт и электронных кошельков, созданных на базе таких карт, фактически не смогут вернуть деньги, уплаченные с помощью этих средств, в случае возврата товара.

 

Предоплаченная карта (Prepaid Card) не требует открытия счета и оформляется банком без идентификации клиента, то есть на ней не указываются ФИО клиента.

Такие карты бывают подарочными, виртуальными и мгновенной выдачи. В России, согласно данным Центробанка, из года в год происходит увеличение находящихся в обращении предоплаченных карт. Так, в 2007 году в обращении находилось 455 тыс. карт, а в 2011-м — 13,6 млн.

В настоящее время закон «О национальной платежной системе» предусматривает, что юридические лица могут осуществлять электронные платежи в пользу граждан (что и происходит при возврате товара, купленного онлайн) только в случае, если граждане обладают персонифицированным электронным кошельком. Однако это ограничение не распространялось на предоплаченные карты (в том числе виртуальные), привязанные к неперсонифицированным электронным кошелькам (заводятся без указания паспортных данных). На 1 января 2013 года всего было эмитировано 48 млн предоплаченных карт, причем большинство из них, по словам участников рынка, не персонифицированы. Сейчас при оплате такими картами и дальнейшем отказе от покупки проблем с возвратом денежных средств не возникает. Но такой порядок будет действовать лишь до 1 июля.

 

 

Комментарий Виктора Достова, Председателя Ассоциации "Электронные деньги"

 

  

Действительно, основные замечания Правительства в отзыве на законопроект, который должен упорядочить правила перевода электронных денег, касались возможных рисков отмывания незаконных доходов. Однако главной целью предлагаемых изменений было отнюдь не либерализовать регулирование электронных переводов, а предусмотреть те случаи, которые были упущены в процессе разработки Федерального закона «О национальной платежной системе». Тем более, некоторые из положений уже и ранее применялись к предоплаченным картам и не вызвали всплеска преступности или незаконных операций. А если экстраполировать замечания Министерства финансов на реальные ситуации, то получится, что даже пополнение мобильного телефона не с банковского счета несет риски отмывания денег. Полагаю, что объяснять возможное снижение числа клиентов, которые предпочитают безналичные платежи, только исчезновением анонимности неверно. В подавляющем числе случаев привлекает потребителей не анонимность, а удобство платежных инструментов – и непринятие поправок приведет именно к снижению их функциональности.

Тем не менее, поправки, безусловно, жизненно необходимы. Из-за затянувшегося процесса обсуждения законопроекта, мне кажется, что единственным выходом из ситуации будет отложить вступление в силу новой редакции Положения № 266-П и, как минимум на полгода, оставить предоплаченные карты в качестве независимого инструмента. Оставлять же ФЗ «О национальной платежной системе» неизменным, даже несмотря на наличие явных недостатков, по моему мнению, не совсем разумно.

FacebookTwitter