Main menu

Когда своя рубашка ближе к телу

Когда своя рубашка ближе к телу

Журнал "Стандарт" № 11 (118). Ноябрь 2012

Некоторое время назад стало известно, что интернет-аукцион eBay в России планирует сотрудничать только с системой PayPal, и не будет подключать местных платежных операторов. Подобные заявления вновь заставляют задуматься об особенностях конкуренции в электронных платежах. Во-первых, в Интернете клиент лишен возможности удовлетворить свое тщеславие, протянув кассиру премиальную пластиковую карту или оставив щедрые чаевые. Нет платежных систем для «бедных» или для «богатых», нет «модных» или «немодных» - есть удобные и неудобные. Но и удобство относительно: на рынке различия в скорости, числе сервисов и подключенных магазинов стремительно нивелируются.

  

 Подобные заявления вновь заставляют задуматься об особенностях конкуренции в электронных платежах. Во-первых, в Интернете клиент лишен возможности удовлетворить свое тщеславие, протянув кассиру премиальную пластиковую карту или оставив щедрые чаевые. Нет платежных систем для «бедных» или для «богатых», нет «модных» или «немодных» - есть удобные и неудобные. Но и удобство относительно: на рынке различия в скорости, числе сервисов и подключенных магазинов стремительно нивелируются. То же можно сказать о цене: она зачастую переносится на продавца и решающим фактором для потребителя быть перестает. Одним словом, постепенно единственным признаком, по которому можно разделить платежные системы, является их работоспособность – деньги либо доходят, либо нет.

Причина кроется в том, что экономисты называют принципом безразличия. Согласно ему, модификация платежной системы (как и любого другого сервиса), составляющая конкурентное преимущество, будет вскоре скопирована конкурентами. Потому отставание является мимолетным и иллюзорным, если только у отстающих нет системных проблем вроде неэффективного менеджмента.

По тому же принципу, единственный способ надолго оторваться от других – использовать ограниченный или зависимый ресурс, например, препятствуя синергии конкурентов со своими сервисами. Такие прецеденты известны в прошлом: QIWI ограничил возможность пополнения кошельков конкурентов через терминалы, Яндекс.Директ принимал платежи только через Яндекс.Деньги. Может ли сработать подобная стратегия сейчас?

В краткосрочной перспективе – да. Клиент, который целенаправленно искал товар на eBay, смирится с тем, что не сможет использовать «кошелек» российской платежной системы, и озадачится открытием счета в PayPal. Но для спонтанной покупки это будет уже непреодолимым препятствием. Ведь не уникальны не только платежные системы, но и аукционы. В результате, покупатель выберет китайский AliBaba или его аналог, имеющий широкие возможностями оплаты. В такой ситуации конкурентные преимущества PayPal оборачиваются убытками eBay.

Чтобы заполучить постоянных клиентов, PayPal придется предложить функционал не менее широкий, чем у отечественных игроков. Но даже в этом случае ему придется перебороть привязанность потребителей к уже существующим системам – на рынке, близком к насыщению, это явно нетривиальная задача. Мини-опрос экспертов отрасли дал однозначный результат – на нынешнем этапе развития рынка эффективность мер, предпринимаемых eBay, будет низка, а в долгосрочной перспективе и вовсе почти нулевая. Одним словом, насколько выбранная стратегия себя оправдает, покажет только время.

Хотя, возможно, все значительно проще: глобальному eBay масштаб российских платежных систем пока кажется незначительным. В конце концов, своя рубашка всегда ближе к телу. Это интересная тема для анализа – но ее мы оставим уже для одной из следующих колонок.

Колонка "Отрасль без купюр" выходит ежемесячно на страницах журнала "Стандарт"

Изложенное отражает точку зрения автора


FacebookTwitter