Main menu

Отряд не заметил потери бойца

Отряд не заметил потери бойца

Журнал "Стандарт" № 8 (115). Август 2012

Этим летом в Лондоне произошло событие важное, но, увы, оставшееся почти незамеченным. Подземка британской столицы, наконец, согласилась, что длительность считывания бесконтактного проездного билета может составлять 500 миллисекунд, так и не дождавшись значительных успехов в развитии NFC технологии.

  До этого руководство метрополитена настаивало, что даже незначительные задержки приведут к неудобствам для пассажиров, которые ранее в прямом смысле слова не успевали и глазом моргнуть (т.е. тратили не более 350 миллисекунд). Подобная «либерализация», однако, сопровождалась критикой участников платежной экосистемы: как писалось на этих страницах ранее, в гонке за лидерством в проигрыше оказалась идея бесконтактных платежей – как минимум, на загруженных станциях метро.

Подобное изменение – хорошая новость для бесконтактных банковских карт и телефонов с NFC функциональностью. К скорости в 300 миллисекунд они пока не подобрались, поэтому такое послабление, скорее, авансовое и обусловлено большим их потенциалом. Но это, безусловно, плохая новость для бесконтактной карты Oyster, которой пассажиры лондонского общественного транспорта пользуются еще с 2003 года. Oyster – очередное воплощение идеи электронной наличности, с которыми , начиная с проекта Mondex, экспериментировали и международные платежные системы. Главное отличие таких решений состоит в том, что информация о балансе хранится на самом платежном инструменте, а значит и операции осуществляются локально, без необходимости обращаться к эмитенту. Не идет речи и об «облачных» платежах – скорее, такие продукты ближе к купюрам, чем безналичным расчетам: деньги по-прежнему хранятся в кармане, их так же можно безвозвратно потерять, ими так же нельзя распоряжаться удаленно. Тем не менее, Mondex (к нему, вероятно, в будущем присоединится и Oyster), постепенно исчез с рынка. Разделение денег и интерфейса управления ими для безналичных расчетов оказалось вариантом более живучим, и развитие электронных платежей идет именно в этом направлении. Концепция «облачных» денег оказалась более популярной: бурное развитие каналов связи, обеспечивающих качественный доступ в любой точке, снизил привлекательность локальных операций. Подобная ситуация неоднозначна для электронных денег, так как именно смарт карты – будь то контактные или бесконтактные – рассматривались как их потенциальный оплот и путь к «электронной наличности». Переход к централизации расчетов означает, что мы близки к тому, чтобы перескочить эту ступень эволюции.

В России также существует аналог Oyster, и сегодня карта «Подорожник» используется в Санкт-Петербурге для проезда в общественном транспорте. Она фактически ничем не отличается от своего британского аналога, но ее конкуренты пока еще более слабы. «Подорожник» - оригинальное для нашей страны решение, потому что на нем записано не число поездок, а информация о доступном денежном балансе. Это не только дает возможность внедрения таких проектов как позонная оплата проезда, но и совершения небольших покупок в магазинах. Впрочем, что из этого будет реализовано на практике, еще предстоит увидеть - история учит, что не все хорошие идеи могут выдержать конкуренцию с другими, тоже хорошими, идеями.

 

Колонка "Отрасль без купюр" выходит ежемесячно на страницах журнала "Стандарт"

Изложенное отражает точку зрения автора

FacebookTwitter