Main menu

За счет заведения

 За счет заведения

Журнал "Стандарт" № 10 (117). Октябрь 2012

Спустя полтора года после подписания Закона «О национальной платежной системе», 1 января, вступят в силу очередные его положения. Можем смело предположить, что самым освещаемым в СМИ новшеством станет обязанность кредитных организаций возвращать клиенту сумму всех операций, которые были совершены без его согласия. Говоря проще – те, что связаны с кражей карт, пин-кодов, скиммингом, фишингом и прочим мошенничеством.

  

На практике это означает, что клиент не должен нести никакой ответственности за так называемые «неавторизованные» операции. Достаточно сообщить в банк о том, что кто-то переводит деньги без вашего ведома – и средства будут обязаны вернуть. Или правильнее будет сказать – компенсировать: как известно, забрать что-то у мошенников, даже если они будут пойманы, затруднительно. Логика очень простая: считается, что причина неавторизованных операций - в несовершенстве платежного инструмента: возможности подсмотреть пин-код или ввести плательщика в заблуждение. Конечно, самым совершенным средством платежа с этой точки зрения, вероятно, являются наличные. Украденный в метро кошелек, случайно попавшая в сдачу подделка, да и просто выхваченная ветром из рук купюра – все эти операции стоит считать «авторизованными», поэтому Банк России ничего плательщикам не компенсирует. А возвратность в таких случаях и вовсе почти из области фантастики.

Но ответственность – величина постоянная. Если на мошенника ее возложить невозможно, а на клиента запрещено, то придется возлагать на кредитные организации. Нести ее во всех без исключения случаях они не хотят, и не из-за ревности к Банку России, а из-за нежелания компенсировать безответственное поведение. Ведь кто из нас не возложит, хотя бы частично, вину на того, кто размахивает кошельком в темном переулке? Это значит, что потребителям придется свыкнуться с более строгими правилами использования пластиковых карт и подобных инструментов. Нарушение какого-либо из них, по закону, аннулирует их право на компенсацию.

Поэтому широко проанонсированная «нулевая ответственность» вводит клиента в заблуждение. У электронных средств платежа, как и любых других, есть свои риски. Делая вид, что их нет – как предлагается статьей 9 закона «О национальной платежной системе» - мы не заставим их исчезнуть. К примеру, при том же примате защиты потребителя, в Соединенных Штатах и Европе устанавливается символический порог ответственности клиентов за неавторизованные операции в размере от 50 до 240 долларов. Эта позиция является, как минимум, честной и поощряет к соблюдению хотя бы элементарных правил безопасности. Резонансные дела прошлых лет, связанные с потерями клиентов от фишинговых схем, показали, что российским кредитным организациям, не меньше чем другим, хочется жить в мире без преступности. А пока крайне желательно считаться с реальностью и предпринимать адекватные меры безопасности. Иначе «нулевая ответственность» будет приятным новшеством не только для клиентов, но и для преступников.

 

Колонка "Отрасль без купюр" выходит ежемесячно на страницах журнала "Стандарт"

Изложенное отражает точку зрения автора

FacebookTwitter