Main menu

Помочь клиенту сменить банк: будет ли применяться в России новая европейская практика?--новая статья Виктора Достова и Павла Шуста в журнале «Расчеты и операционная работа в коммерческом банке»


В статье освещается одна из последних нормативных новаций в Европейском союзе — регламентация перехода клиента из одного банка в другой; почему и как теперь банки обязаны помогать клиентам перейти к собственным конкурентам, и каковы перспективы введения подобной практики в России.


Прочитать статью полностью можно по ссылке http://futurebanking.ru/reglamentbank/article/4522

Российские электронные деньги: 10 лет в песочнице. Часть 2. Выученные уроки-колонка Виктора Достова и Павла Шуста для сайта Bankir.ru



В первой части колонки мы рассмотрели методы «мягкого» регулирования на примере десятилетней истории электронных денег — от работы в рамках самых общих положений Гражданского кодекса до специализированного закона.

Подробнее: Российские электронные деньги: 10 лет в песочнице - вторая часть колонки Виктора Достова для...

Российские электронные деньги: 10 лет в песочнице-колонка Виктора Достова и Павла Шуста для сайта Bankir.ru



Регуляторные песочницы — один из новых и важнейших терминов современного финансового мира. Попытки регуляторов в Сингапуре, Великобритании и России достойно ответить на вызовы быстро меняющихся технологий могут стать факторами, способствующими прорывному развитию финансовых технологий и бизнес-моделей.

Подробнее: Российские электронные деньги: 10 лет в песочнице - колонка Виктора Достова для сайта Bankir.ru

Виктор Достов: Финансам предстоит «девертикализация» - интервью Виктора Достова для делового журнала Инвест-Форсайт.


Благодаря развитию финтеха, платежная сфера, и вообще финансовый бизнес становится одним из самых бурно развивающихся отраслей экономики. О ближайшем будущем отрасли и о том, как развитие технологий тут взаимодействует с развитием регулирования, «Инвест-Форсайт» беседует с председателем Совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктором Достовым.


Переосмыслить роль банков


– Виктор Леонидович, давайте сразу попробуем заглянуть в будущее. Развитие платежной отрасли – это не только технологии, но и, может быть, в первую очередь, развитие регулирования. Какие важнейшие новации, на ваш взгляд, должны появиться в части регулирования платежной сферы? Когда их стоит ожидать?

– Несколько лет назад мы наблюдали необычайный интерес Центробанков к тарифному регулированию. Если проще – в Европе, США и ряде других стран начали активно регулировать комиссии по банковским картам. Сейчас в мире, на мой взгляд, сложилось общее понимание, что эти подходы не работают. Банки просто начинают концентрироваться на более доходных продуктах, а регулируемые услуги оказывают по остаточному принципу. В результате страдают потребители, для пользы которых это все и затевалось. Сегодня финансовые регуляторы начинают заимствовать подходы в других сферах – телекоммуникационной, энергетической и далее. Один из самых интересных – так называемая «девертикализация» отрасли. Так, в Европе принудительно разделили услугу счета и интерфейса. Вскоре клиенты смогут открыть счет в одном банке и пользоваться мобильным приложением другого – новация, совершенно беспрецедентная для финансового рынка. Хотя рынок телефонной связи эти реформы прошел еще много десятилетий назад. К другим не менее интересным новациям я бы отнес регламентацию перехода клиента из банка в банк и обсуждение систем переносимости номера банковского счета.

– Можно ли сказать, что развитие банковских технологий будет способствовать сокращению количества банков?

– Это очень хороший вопрос. Есть две противоположные точки зрения. Первая – что новые технологии снижают издержки на открытие банка. Вам больше не нужно отдельное здание, огромные сейфы и охрана. Нужен только сервер и группа программистов. А если открыть банк дешево, то они будут расти как грибы. Я с этим не очень согласен, поскольку регуляторные требования, напротив, делают открытие банка не просто дорогим, а очень дорогим предприятием. Мне более близка точка зрения, что число банков будет сокращаться. Если все продукты одинаковы, много банков не требуется. Ведь нам достаточно нескольких сотовых операторов, поставщиков электроэнергии, одной ж/д компании. А если стандартизация будет продолжаться, не исключено, что банк вообще останется один – центральный. Все станут открывать там счета, и, вполне возможно, будут при этом совершенно довольны. Мне кажется, сейчас мы подошли к моменту переосмысления роли, которую стандартные банковские продукты – счета, карты, кредиты – играют в экономике. Раньше банки конкурировали офисами: кто ближе к клиенту, тот и выиграл. Сейчас достаточно иметь штаб-квартиру в столице и обслуживать потребителей по всей стране удаленно. Такие примеры есть и в России. И мы внезапно обнаруживаем, что все базовые банковские продукты, по существу, одинаковые. Какая разница между картами Visa, Mastercard и МИР? Никакой. В банках операционисты именно так потребителям и говорят – и они правы. Ведение счетов, расчетно-кассовое обслуживание – это стандартные услуги, как электричество в розетке, вода в кране или горючее на бензоколонке. Придумать что-то инновационное здесь очень сложно. Но эта стандартизация неизбежно повлияет на банковский бизнес, потому что заставит задуматься о том, сколько нам вообще нужно банков и на чем они могут зарабатывать.

Судьба технологических новинок


– Ожидаете ли вы в ближайшее время существенного увеличения роли криптовалют? Станут ли операции с криптовалютами частью обычной банковской практики?

Читайте продолжение здесь

Нужен ли нам новый идентификатор клиента?-колонка Виктора Достова и Павла Шуста для сайта Bankir.ru



Примерно пять лет назад в России начали обсуждать внедрение упрощенной идентификации. В процессе, к всеобщему изумлению, выяснилось, что в стране не существует универсального достоверного и массового идентификатора гражданина.

Подробнее: Нужен ли нам новый идентификатор клиента?-колонка Виктора Достова и Павла Шуста для сайта Bankir.ru