Main menu

Отчет о Юбилейном форуме WE Электронные деньги, карты и платежи 2013

Куда идут электронные платежи?

3-4 октября 2013 г. в Москве прошел 5-ый Международный форум WE ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ, КАРТЫ И ПЛАТЕЖИ 2013, организованный компанией «Worldwide Expert», генеральным спонсором выступила компания ООО НКО «Рапида». В ходе мероприятия ведущие эксперты российского рынка электронных платежей обсудили особенности национального платежного законодательства, текущую ситуацию на рынке электронных платежей и перспективы отрасли.

Конференция прошла в формате дискуссионных сессий, в ходе которых представители компаний осветили не только инновационные решения в сфере электронных платежей, но и обсудили текущую ситуацию и основные задачи отрасли. Так, в первый день форума, фокус был на различных сервисах электронных платежей, на особенностях платежного законодательства в России и общих трендах рынка.

Инновационное решение «Умный кошелек» Rapida Online представили Владимир Сорокин, заместитель генерального директора Рапида, и Михаил Попов, генеральный директор EasyFinance.ru. Докладчики рассказали о том, как повысить лояльность клиентов за счет интеграции системы контроля личных финансов EasyFinance в персональный платежный сервис Rapida Online. Также свое решение интернет-банкинга Self Banking & Booking представил Связной Банк.

Некоторые аспекты платежного законодательства в своем докладе осветила Татьяна Алексеева, директор по правовым вопросам в Яндекс.Деньгах. Она отметила, что «вследствие нового платежного законодательства появилось новое определение — платежная небанковская кредитная организация». На вопрос о лучшей юрисдикции для платежных операторов, г-жа Алексеева ответила: «Великобритания, с точки зрения развития платежного нормативного законодательства».

Интересную цифру сообщил в ходе обсуждения Вадим Румянцев, руководитель проекта Money Mail.ru. По словам Румянцева, по состоянию на 15 августа 2013 года, 70 кредитных организаций уведомили Банк России о начале деятельности по осуществлению электронных денежных операций. В связи с этим, как отметил представитель Money Mail.ru, ситуация на рынке сложилась такова, что «электронный кошелек больше заинтересован в подключении нового клиента, чем интернет-магазин в подключении нового способа оплаты» . Поэтому г-н Румянцев призвал не создавать новые и новые электронные кошельки, а совместно удовлетворять все потребности пользователя.

Первый день форума также ознаменовался выступлением Владимира Малюгина, регионального директора PayPal. Напомним, компания 17 сентября начала работать с российским рублем и официально вышла на рынок России. В своем докладе г-н Малюгин отметил, что лидерами по уровню развития электронной коммерции в мире являются Великобритания (10,2%), США (10,1%) и Китай (5,7%). Аналогичный показатель в России составляет 2%, но несмотря на это, по словам Малюгина, Россия является одним из наиболее динамично развивающихся рынков e-commerce с ежегодным показателем роста в 25%. Также региональный директор PayPal отметил ключевые факторы, влияющие на использование электронных кошельков:

  • защита
  • известный бренд компании
  • простота в использовании
  • применение в ежедневной жизни
  • инновационность.

Кроме того, Владимир Малюгин отметил: «52% пользователей хотели бы использовать электронные деньги не только в Интернете, но и в реальности» . Именно этот показатель повлиял на активизацию деятельности PayPal в сфере оффлайн-платежей.

Лука Тальяретти, руководитель Группы по защите от подделок при Европейском центральном банке, выступит с докладом «Ситуация с фальшивомонетничеством в еврозоне и предлагаемые нами меры противодействия»;

Доклад представителя компании PayPal перешел в активное обсуждение топ-менеджерами крупнейших платежных и финансовых компаний (Webmoney, QIWI Банк, Яндекс.Деньги, Океан Банк, Ассоциация Электронные Деньги) таких вопросов, как влияние на российский платежный рынок появления нового игрока, разница между электронными кошельками и платежными картами, причины противостояния между операторами электронных кошельков и банками, перспективы рынка и т. д.

В частности, генеральный директор QIWI Борис Ким коммерческий директор Яндекс.Денег Дмитрий Даниленко и директор по развитию Webmoney Петр Дарахвелидзе рассказали, что рады появлению на рынке нового игрока и уверены, что это будет способствовать не только здоровой конкуренции, но и активизации и росту каждого отдельного участника рынка. «Безопасность платежей — это то, чему нам следует поучиться у PayPal» , — заметил Дмитрий Даниленко. И продолжил, отвечая на вопрос о конкуренции: «Пирога хватит всем, лишь бы все участники соблюдали правовое регулирование» .

Ведущие игроки рынка платежей на диспуте

В ходе обсуждения позиции банков и операторов электронных кошельков коммерческий директор Яндекс.Денег охарактеризировал универсальность электронных платежных решений: «Порядка 50% электронных платежей осуществляются картой. Но карточки не ликвидны, поэтому мерчанты не очень их любят. Операторы электронных кошельков предлагают упаковку, где есть и финансовые продукты, и коммерческие услуги» . На диспуте о противостоянии банков и платежных операторов последние отмечали частое завышение комиссий банками, что, по мнению экспертов, является существенной преградой для развития электронных платежей. Но все же и представители банков, и операторы электронных платежей сошлись во мнении, что только совместными усилиями участники рынка платежей могут повлиять на уменьшение доли наличных расчетов.

Затрагивалась в обсуждении и тема перспектив развития децентрализованных валют наподобие Bitcoin. Петр Дарахвелидзе, директор по развитию Webmoney, отметил: «Криптовалюта — замечательная штука, с моей точки зрения. Выиграют со временем лучшие деньги, а это Bitcoin. Государства ухудшают свои деньги сознательно. За этим будущее. А гонение за Bitcoin проиходит потому, что это враг для центробанков» .

Фокус второго дня мероприятия был на инновациях и трендах рынка карт и платежей. В частности, представители компаний Рапида, United Card Service, PayMe, ВТБ 24, IQ Card, Chronopay, SumUp обсудили такие тренды, как предоплаченные карты, M-POS решения и мобильный эквайринг и другие инновационные финансовые инструменты.

Владимир Сорокин, заместитель генерального директора Рапида, презентовал аудитории новый продукт CLICK-and-PAY, «который позволяет принимать платежи на Интернет-ресурсах клиентов B2B сегмента, таким образом, на рынке появилось готовое решение с возможностью кастомизации» .

Александр Бородкин, начальник управления банковских карт в банке ВТБ 24, в своем докладе рассказал о преимуществах предоплаченных карт над классическими, отметив: «Pre-paid карты — это прежде всего инструмент формирования клиентской базы» . На вопрос, адресованный аудитории, в чем все-таки заключается преимущество предоплаченных карт, Владимир Сорокин отметил, что «ключевая особенность предоплаченных карт – моментальность их выдачи, что наиболее целесообразно использовать в ко-бренд проектах, тем самым увеличивая клиентскую базу» . Далее Исполнительный директор компании PayMe Сергей Машковцев представил доклад о революции M-POS решений в России. По словам г-на Машковцева, первые результаты деятельности компании PayMe свидетельствуют о больших перспективах рынка мобильного эквайринга в России, несмотря на то, что подобные M-POS решения только входят на рынок. Однако о преждевременности таких прогнозов в ответ заявил Владимир Комлев, генеральный директор United Card Service. Он отметил: «M-POS – это не до конца сформировавшаяся ниша, где игроки не знают правил и не могут полноценно конкурировать».

Обсуждение темы мобильных платежных решений продолжилось во время диспута, к которому присоединилась Яна Павлова, генеральный директор SumUp в России. Г-жа Павлова поддержала компанию PayMe в том, что рынок мобильного эквайринга очень перспективен, и об этом свидетельствуют результаты SumUp за полгода деятельности в России. Как рассказала Яна Павлова, весной этого года «компания SumUp вышла на рынок России, потому что сложилось хорошее поле из трех составляющих: высокое проникновение платежных карт; высокое проникновение смартфонов; недостаточное проникновение инфраструктуры приема карт» . Уже в первые месяцы мобильные терминалы SumUp стали набирать популярность среди мелких и средних торговцев, при чем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в отдаленных регионах страны. А поскольку, по словам г-жи Павловой, «каждая пятая покупка в России теряется из-за невозможности оплаты безналичным путем» , M-POS решения являются прекрасной альтернативой приема карточных платежей.

Итогом обсуждения второго дня форума стало общее мнение участников диспута о том, что финансовые инновации могут повлиять на рост электронных и мобильных платежей в России и уменьшить объем наличных денег на рынке. А представитель Chronopay Анатолий Белов выразил свое мнение о перспективах рынка: «Мы все движемся в сторону NFC и бесконтактных платежей» .

FacebookTwitter